Дипломатический семинар
10 февраля 2020 года в Институте мировых цивилизаций был проведен «Дипломатический семинар»,посвященный Дню дипломатического работника в России.
Краткое содержание докладов
Наталья Ивановна Маслакова-Клауберг, советник Ректора по международной деятельности, старший научный сотрудник Института, карьерный дипломат, кандидат политический наук
Позвольте открыть первое мероприятие «Дипломатического семинара», посвященное Дню дипломатического работника, который ежегодно отмечается в нашей стране 10 февраля согласно Указа Президента России В.В.Путина от 31 октября 2002 года и в ознаменования 200-летнего юбилея МИД России.
В этот день проходят праздничные мероприятия в Министерстве иностранных дел России и его загранучреждениях, в университетах и институтах, которые занимаются подготовкой будущих международников и дипломатов.
История дипломатии имеет многовековую историю. Само слово «дипломат» происходит из Древней Греции. Дипломатами называли посланцев государей, которые имели письменные подтверждения их полномочийна двух складывающихся дощечках «дипломах». Во все времена дипломаты, послы и посланники разных стран, а также дипломаты Ватикана (папские и апостольские нунции) имели неприкосновенный статус. Лишь в XIXвеке на Венском конгрессе 1815 года были регламентированы ранги дипломатических представителей – т.н. «Венский регламент», приложение к Генеральному акту Венского конгресса. Дальнейшее развитие международное дипломатическое право получило в середине ХХ века, когда после Второй мировой войны, когда приняты два важных документа – Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.) и Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.).Кроме того, появилась новая категория дипломатов – международных чиновников, работающих в секретариатах международных организаций системы ООН.
Российская дипломатическая служба довольно молодая, в этом году ей исполнилось лишь 470 лет. Первым внешнеполитическим ведомством был Посольский Приказ царя Ивана Грозного, который был учрежден в 1549 году в Москве.
Дипломатами были многие известные писатели – А.С.Пушкин, Ф.М.Тютчев, Д.И.Фонвизин, А.С. Грибоедов и др. Несмотря на неприкосновенность, дипломаты нередко становились жертвами насилия и даже убийства. Так, А.С. Грибоедов был убит в Тегеране в 1829 году, что фактически являлось предлогом для войны «casusbelli». Персидский шах передал в дар русскому императору Николаю I алмаз весом почти 89 карат, который украшал трон Великий Моголов и был гордостью персов. Этот алмаз получил название «Шах Алмаз» и находится сегодня в Алмазном Фонде в Кремле. В 2016 году в Анкаре было совершенно дерзкое убийство российского Посла А.Г.Карлова, которое возмутило международное сообщество. В память о нем турецкое правительство назвало улицу в Анкаре вблизи Посольства России его именем, а также Центр современного искусства, в котором он был застрелен. В МГИМО МИД России были учреждены именные стипендии и премии им.А.Г.Карлова.
Профессия дипломата не такая романтичная, как многим представляется. Она требует высокого интеллектуального уровня, профессионального образования, знания нескольких иностранных языков, широкого кругозора, а также личных качества – выдержки, организованности, умение в любой ситуации найти диалог с партнером, выносливости и объективности.
В XXI веке дипломатия имеет большое количество форм – двусторонняя, многосторонняя, экономическая, энергетическая, культурная, публичная, парламентская, церковная дипломатия, цифровая дипломатия и т.д.
Современная российская дипломатия сталкивается с новыми вызовами и угрозами, среди наиболее актуальных – попытки фальсификации истории, вынесение обвинений без предоставления доказательств, а лишь на основе тезиса «с большой вероятностью», оказание влияние через СМИ и социальные сети и т.д.
Юрий Александрович Колесников, Посланник в отставке, бывший заместитель Постоянного Представителя России при ЮНЕСКО в Париже, консультант Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России
«Об истории российской дипломатической службы»
Появление в российском государственном календаре Дня дипломатического работника говорит о высоком общественном признании профессии дипломата, о том значении, которое придает внешнеполитической работе руководство страны. И, конечно же, этот день еще раз напоминает об огромной ответственности, которую сотрудники Министерства иностранных дел несем перед государством и обществом, перед каждым российским гражданином.
Учреждение профессионального праздника дипломатов служит интересам укрепления российской государственности и ее неизменной опоры — внешнеполитической службы, развитию чувств патриотизма и гордости за наше Отечество и его историю, продолжению добрых традиций российской дипломатической службы, по праву считающейся одной из наиболее сильных в мире.
Введение дня работников дипломатической службы способствовало повышению престижа отечественной дипломатии, стимулировало дальнейшее наращивание уровня и качества работы сотрудников Министерства и его загранучреждений по реализации внешнеполитической деятельности нашей страны, осуществляемой под руководством Президента Российской Федерации.
Установление профессионального праздника явилось также данью ветеранам, которые достойно отстаивали интересы нашей Родины в дипломатических сражениях в сложные периоды как российской истории, так и международных отношений. Этот праздник служит поводом вспомнить о прошлом и задуматься о сегодняшнем и завтрашнем дне нашей дипломатической службы.
Выбор даты праздника не случаен — он связан с историей Посольского приказа. Именно на этот день 1549 года приходится наиболее раннее упоминание первого внешнеполитического ведомства России. Хотя история отечественной дипломатии куда более древняя и восходит к первому знаковому двустороннему акту IX века — Договору «О мире и любви» с Византийской империей 860 года, в результате которого Русь впервые получила международное признание.
С момента возникновения единого русского государства одной из постоянных целей внешней политики страны было стремление к выходу на широкий простор международных связей, недопущение изоляции. Именно это стремление было главной движущей силой становления и последующего развития и совершенствования отечественной дипломатической службы.
К концу XV века удельная дипломатия уступила место единодержавной и к середине XVI века перед страной открылись новые горизонты и возможности. В Москву направлял своих послов император Священной Римской империи. Русские дипломаты стали частыми гостями в странах Европы. Считались с нашей страной и на Востоке. Россия превращалась во влиятельную державу с активной международной политикой. В этих условиях стало необходимым структурирование и организационное оформление дипломатического ведомства для решения новых внешнеполитических задач. Тогда-то и возник Посольский приказ. С этого времени дипломатическая служба была выделена в специальную отрасль государственного управления и получила особый статус.
В 1718-1720 годах Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел. В период деятельности Коллегии выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии, которые в дальнейшем продолжали развиваться и совершенствоваться.
А в 1802 году Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел.
После октябрьской революции 1917 года в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» был образован Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД). Однако, в марте 1946 года внешнеполитическому ведомству СССР было возвращено его прежнее название — Министерство иностранных дел.
В настоящее время организационная структура Министерства и его функции определяются утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года новым Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (с внесенными изменениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 854 от 9 июля 2010 г.). Основы внешнеполитической стратегии нашей страны, которой министерство руководствуется в своей повседневной деятельности, определены Концепцией внешней политики Российской Федерации, новая редакция которой утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 13 ноября 2016 года.
Отечественная дипломатическая служба бережно хранит, углубленно изучает и осваивает свое историческое наследие, чтобы учитывать его в работе, способствовать объективному восприятию традиционно присущей России активной внешней политики, которая на протяжении столетий не только обеспечивала нашей стране роль инициативного участника мировых международных процессов, но и служила одной из важных гарантий ее безопасности.
В условиях глобального и взаимозависимого мира дипломатическая профессия приобретает качественно новые черты. В сферу дипломатической деятельности включаются все новые области международных отношений, связанные с сотрудничеством в решении многообразных глобальных проблем человечества. Однако по-настоящему профессиональной и эффективной внешнеполитическая служба может быть лишь в том случае, если она стоит на твердой почве национальных исторических традиций и культурных ценностей. В уважении к прошлому основа неразрывности исторического процесса, а также сохранения и приумножения лучших традиций российской дипломатии. Это позволяет России оптимально выстраивать линию в международных делах, эффективнее отстаивать свои национально-государственные интересы.
Обращение к истории позволяет также извлекать уроки для дней нынешнего и завтрашнего, сопоставлять исторический и вновь приобретенный опыт, соотносить с прошлым опытом новые вызовы и масштабные задачи, встающие перед внешней политикой в современном, стремительно меняющемся мире. Поэтому бережное, уважительное отношение к историческому наследию является одним из необходимых элементов формирования новых поколений российских дипломатов.
Профессиональный праздник российской дипломатии — дань уважения многим поколениям предшественников, верой и правдой служивших Родине. Они доказали своим самоотверженным трудом, высочайшим профессионализмом, сколь велико значение дипломатической службы в обеспечении интересов страны на международной арене.
Сегодня мы в полной мере стремимся сохранять и развивать традиции, которыми издавна славилась наша дипломатия. Лучшими традициями российских дипломатов прошлого всегда были просвещенный патриотизм, высокая профессиональная культура, глубокое понимание национальных интересов, умение соотносить дипломатическую активность с реальными возможностями и ресурсами страны. Как и сто, и двести лет назад, неизменными остаются такие требования к дипломату, как широкий политический кругозор, умение работать с людьми, знание иностранных языков и т.д. Все работники дипломатического фронта, в том числе на собственном опыте, знают, что эти качества, да и в целом личность дипломата, формируются в течение длительного времени. Такие традиции имеют непреходящее значение, создавая тот фундамент, на котором строится российская дипломатическая служба.
Положение нашей страны в мире всегда предъявляло высокие профессиональные требования к российским дипломатам. В современных условиях эти требования не только не снижаются, но и во многих отношениях возрастают. Структура международных отношений приобретает всё более сложный характер. Совершенствуется дипломатическая техника. Растёт интенсивность международных контактов. Всё это ощущают сотрудники МИД РФ в своей повседневной работе.
Статус Министерства как ведомства, находящегося в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, сложность и многогранность решаемых задач предъявляют особые требования к его кадровому составу. В настоящее время в центральном аппарате МИД России и его загранучреждениях трудятся около 12 тыс. сотрудников. Треть из них, т.е. 4,5 тыс. чел. — профессиональные дипломаты, примерно четверть из которых — лица моложе 30 лет. Подавляющее большинство дипломатов владеет, как правило, двумя иностранными языками, хорошо ориентируется в реалиях современной внешней политики, на должном уровне умеет работать со средствами информационного обеспечения, разбирается в вопросах мировой культуры и науки. Кроме того, в центральном аппарате и за рубежом трудится большой отряд сотрудников административно-технического персонала — канцелярских работников и технических специалистов, обеспечивающих эффективное функционирование загранучреждений.
Наша дипслужба регулярно пополняется лучшими выпускниками российских вузов, ведущими специалистами, работающими в различных областях. Отрадно отметить, что число желающих посвятить свою жизнь дипломатии растет из года в год. Это отражает крепнущий в обществе престиж профессии, несмотря на все связанные с ней трудности, а порой и ограничения. Высокая честь называться российским дипломатом на протяжении более чем двухвековой истории внешнеполитического ведомства всегда означала беззаветное служение Родине, широкий кругозор и компетентность. И очень важно, что в наши дни связь времен не прерывается. Современное поколение сотрудников МИД стремится вписать в летопись российской внешней политики новые славные страницы.
В День дипломатического работника сотрудники Министерства, воздавая должное памяти предыдущих поколений работников отечественной дипслужбы, возлагают цветы к могилам видных российских дипломатов, похороненных в России и за ее пределами. Цветы возлагаются также к мемориальным доскам в здании Министерства с именами сотрудников дипломатического ведомства, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, а также погибших при исполнении служебного долга и в годы сталинских репрессий.
По традиции в связи с профессиональным праздником в здании МИД России в Москве и в российских учреждениях за границей ежегодно проводятся торжественные мероприятия.
Роман Юрьевич Андреещев, кандидат экономических наук, Начальник Отдела межпарламентского сотрудничества с государствами-участниками СНГ Управления международных связей Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
«Парламентская дипломатия в России»
Дипломатия существует с момента возникновения государств. Одним из ее важнейшихкомпонентов является парламентская дипломатия. Будучи самостоятельным институтом, она связана со всеми компонентами «классической» дипломатии, в которой исключительная роль принадлежит структурам исполнительной власти.
Начало XXI в. поставило перед российской властью важнейшую задачу обеспечения эффективной жизнедеятельности, самоидентификации в международной системе, конкурентоспособной реализации государственного суверенитета. Задачаносит комплексный и стратегический для безопасности России характер, требует согласованных усилий законодательной и исполнительной власти, представителей и структур гражданского общества.
Сейчас парламентаризм играет значимую роль в сфере внешней политики и международного общения. Поэтому Федеральное Собрание РФ в концепции внешней политики России является в качестве одного из важных институтов формирования и реализации российской внешней политики,наряду с Президентом, Советом Безопасности, МИДом и субъектами РФ. Взаимодействие исполнительной и законодательной власти в международной сфере усиливает эффективность деятельности обоих институтов.
Уже который год межпарламентская и международная деятельность Федерального Собрания РФ осуществляется на фоне частично ограниченных возможностей официальной, культурной, общественной и иных форм дипломатии в силу полномасштабной информационной войны со стороны стран Запада. В этих условиях парламентская дипломатия начинает выступать в качестве дополнительного, а в отдельных ситуациях – фактически единственного канала общегосударственного уровня, обеспечивающего диалог с различными политическими силами зарубежных стран как в официальном, так и в неформальном форматах.
Евгений Георгиевич Кутовой, профессор, Посол в отставке, бывший заместитель Постоянного Представителя России при ООН в Нью-Йорке
«Цифровая дипломатия как фактор нового времени»
Активное расширение сферы применения цифровых технологий в конце прошлого столетия стремительно распространилось на область экономики. Утвердилось, в том числе и в нашей стране, понятие: «цифровая экономика».
В первые годы нынешнего столетия внедрение резко возросшего объёма информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), положило начало формированию глобального информационного общества. В результате была охвачена и такая достаточно консервативная область как международные отношения. Тем самым был дан толчок появлению нового термина или понятия: «цифровая дипломатия». Понятие «цифровая дипломатия» начало использоваться в практике Соединённых Штатов, когда такие государственные ведомства, как Государственный департамент, Пентагон, Агентство международного развития, Центральное разведывательное управление, а также американские неправительственные организации, деятельность которых связана с применением в их профессиональной деятельности таких коммуникационных технологий, как «новые медиа»: интернет, социальные сети, разные блоги, массовые коммуникации, связанные с внешней политикой и дипломатией, прибегли к активному использованию такого рода технологий для манипулирования общественным мнением зарубежных стран. Первые шаги в этой сфере начали продвигаться в 2002-2003гг. в правление президента Джорджа Буша Младшего. В 2006г.госсекретарём США Кондолизой Райс была учреждена специальная «Группа цифрового взаимодействия», в которую были включены специалисты, ведающие мониторингом сбора и аккумулирования информации о США, транслируемой пользователями социальных сетей. Но ещё раньше — в 1996-2000гг.правительством США был учреждён ряд электронных журналов, выдвинут тезис о появлении т.н. сетевой дипломатии, (NetDiplomacy) и был предпринят запуск первого официального блога Госдепартамента под названием «Dipnote». В самом Госдепартаменте были также учреждены 15отделов, которым было поручено заниматься анализом международных и национальных социальных сетей, блогов, чатов, а также обеспечением трансляции информации о Соединённых Штатах в интернет-ресурсах. Философские основы цифровой дипломатии были впервые изложены в трудах американской сотрудницы Энн-Мэри Слотер, которая, работая в Госдепартаменте США в 2009-2011гг., занимала достаточно высокий пост директора по планированию внешней политики страны. Согласно её точке зрения государства, имеющие в своём распоряжении хорошо налаженные и разветвлённые информационно-коммуникационные каналы, способны определять глобальную повестку дня.
В правительстве президента США Барака Обамы куратором программ цифровой дипломатии считалась госсекретарь Хиллари Клинтон, которую даже величали «крестной матерью» цифровой дипломатии. Она стала инициатором обновления внешней политики США, которое получило название: государственное управление в ХХ1веке,одним из направлений которого стала цифровая дипломатия. Направления использования цифровой дипломатии содержались в опубликованных в 2010-2011гг. Белым домом ряда официальных документов, в том числе «Публичная дипломатия: укрепление взаимодействия Соединённых Штатов с миром».
В конкретном плане «цифровая дипломатия», а по-английски digital diplomacy, e-diplomacy была ориентирована официальным Вашингтоном как на решение разного рода возникающих дипломатических задач, так и на продвижение американских внешнеполитических интересов, на осуществление информационной пропаганды через Интернет, на дискредитацию противников США, в частности Ирана и КНР, на улучшение отношений Вашингтона с союзными странами. Большое внимание уделялось также оказанию влияния на массовое сознание и на политические элиты зарубежных стран. В США был принят ряд документов, касающихся военно-политических аспектов развития интернета. А в Гарвардском университете т. Бостона был учреждён особый исследовательский центр для изучения политической ориентации пользователей социальных сетей и блогов в зарубежных странах.Надо сказать, что и другие зарубежные страны в последние годы всё активнее прибегают киспользованию возможностей цифровой дипломатии в своих внешнеполитических интересах. В британском Министерстве иностранных дел и по делам содружества, например, функционирует Бюро цифровой дипломатии, которое достаточно активно участвует в продвижении внешнеполитической повестки дня страны в английских интересах. Интерес представляет также использование цифровой дипломатии в МИДе Франции. Французский сайт, озаглавленный «Франция. Дипломатия» содержит не только официальную информацию Министерства иностранных дел Франции, но и представляет собой развёрнутый информационный портал (с переводом на английский, немецкий, испанский, арабский и китайский языки),охватывающий практически все стороны внешнеполитической деятельности Французской Республики. С этого портала информация транслируется в многочисленные социальные сети и не только такие известные как «Фейсбук» и «Твиттер», но и видео хостинги Dailymotion и Fliker и на некоторые другие площадки.
Сайт МИДа имеется у Министерства иностранных дел Италии, в рамках которого имеются разделы по внешней политике Италии, по такой теме, как «Вакансии и обучении», а также содержится информация, необходимая для граждан, выезжающих из страны, и для иностранцев, въезжающих в страну.
В июне 2012года на совещании её послов и постпредов президент России В.В. Путин в своём выступлении поставил цифровую дипломатию в один ряд с наиболее действенными инструментами нашей политики. «Надо вновь и вновь, — говорил Путин разъяснять наши позиции, на разных платформах и с использованием новых технологий». Президент призвал наших дипломатов интенсивнее использовать новые технологии, в том числе в социальных медиа для разъяснения внешнеполитических позиций нашего государства. Инструменты цифровой дипломатии используются в консульской деятельности нашей страны, при подготовке визовой документации, для поддержания прямых контактов с нашими гражданами, находящимися за рубежом, при возникновении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Средства ИКТ также используются для осуществления экстренной связи с посольствами нашего государства за рубежом. России развитию цифровой дипломатии придаётся большое значение. В2002г. был запущен первый сайт Президента России.
Инструменты цифровой дипломатии используются в консульской деятельности нашей страны, при подготовке визовой документации, для поддержания прямых контактов с нашими гражданами, находящимися за рубежом, при возникновении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Средства ИКТ также используются для осуществления экстренной связи с посольствами нашего государства за рубежом. В сентябре 2018г. министр Лавров на встрече со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО сказал: «… без социальных сетей сейчас ни одна профессия не может обойтись, а дипломатия тем более. Одна из задач дипломатии-распространять информацию, разъяснять то, чем занимается та или иная страна».
Несколько недель тому назад в структуре МИД России был создан новый департамент — Международной информационной безопасности, который будет ведать цифровой дипломатией.