25 лет аккредитации образования в России
22 апреля 2020 года состоялась международная онлайн-конференция 25 ЛЕТ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: подводим итоги, смотрим в будущее.
В конференции приняли участие проректор по аттестации и аккредитации д.пед.н., профессор Сорокина – Исполатова Татьяна Васильевна, зав. кафедрой психологии, канд. психол. наук, член-корр. МАПН Мазур Елена Юрьевна.
В рамках конференции пленарное заседание открыл Болотов В.А., д.п.н., Академик РАО, член Президиума ВАК Минобрнауки России, научн. рук-ль Центра психометрики и измерений в образовании НИУ «ВШЭ». В своем видео-докладе акцентировал внимание на необходимости продвижения общественно-профессиональной аккредитации высшего образования, соответственно, новых форматов – работодатель и профессиональное сообщество.
Наводнов В.Г., д.т.н., профессор, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, директор Росаккредагентства (1995-2009), генеральный директор НИИ мониторинга качества образования говорил о точках бифуркации российской аккредитации, в частности, выразил собственное экспертное мнение о реализации институционального подхода к аккредитации и разработке не более 10 показателей — векторов развития высшего образования. Обратил внимание на необходимость иметь статистику для пороговых значений и банк данных, что важно при прохождении аккредитационных процедур. Автор доклада акцентировал внимание на стратегической ошибке — передаче Рособрнадзору сферу аккредитации, что стало функций – контроля и надзора. Выразил экспертное мнение о необходимости аккредитации самих аккредитаторов.
Интерес вызвало интервью Шадрикова В.Д. д-ра психол. наук, Академика РАО, научного руководителя департамента психологии факультета социальных наук НИУ «ВШЭ», заместитель министра образования (1985-2001гг.). Им высказано экспертное мнение о необходимости полной отмены государственной аккредитации и перехода к общественно-профессиональной. В отношении стандартов. Им отмечено, что существует необходимость ориентировки на Европу, с учетом российского законодательства и отечественных процедурных моментов аккредитации, обратил внимание на важность «смешанной» команды экспертов: как российских, так и зарубежных.
Мотова Г.Н., д.п.н., зам. директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, зам. директора Росаккредагентства (1995-2010), директор Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, гл. редактор журнала «Аккредитация в образовании», Вице-президент Азиатско-Тихоокеанской Сети Качества (APQN) обратила внимание на необходимость множественности форм аккредитации: общественно-профессиональной, общественной, международной и совместной, а также на множественность субъектов: работодатели и их объединения, а также уполномоченные ими организациями (273-ФЗ), зарубежные и международные организации (273-ФЗ), авторизованные национальные профессионально-общественные организации, входящие в международные структуры (ФГОС ВО).
В качестве предложений было представлено: независимость и автономность аккредитации от органов управления, вузов и любых «третьих сторон»; введение процедуры «аккредитации аккредитаторов»; формирование Минобрнауки реестра добросовестных организаций по аккредитации; признание полного членства в ENQA и вхождения в EQAR для внесения аккредитационного агентства в российский реестр; признание государством международной аккредитации вузов и программ.
В конференции в рамках панельной дискуссии «Международные тренды развития аккредитации в образовании. Взгляд международных экспертов» приняли участие: КОЛИН ТЮК, (Бельгия) Директор Европейского Регистра гарантии качества высшего образования (EQAR), КРИСТОФ ГРОЛИМУНД (Швейцария) Президент Европейской Ассоциации гарантии качества (ENQA), Директор швейцарского Агентства по аккредитации и гарантии качества (AAQ) и др. эксперты.
В рамках юбилейной международной онлайн-конференции приняли участие свыше четырехсот участников. Всем участникам была предоставлена возможность общения в чате. Конференция прошла конструктивно, плодотворно и предоставила довольно перспективные предложения и решения, повышающие качество высшего российского образования.