Принимаем абитуриентов ежедневно. Справки по телефону: 8 800 234-77-20, 8 495 632-17-70, 8 919 998-34-99
119049, г. Москва, Ленинский проспект, д.1/2, корп. 1
Главная » » I Всероссийская научно-практическая конференция «Тренды современной журналистики: медиакультура, медиалингвистика, медиаобразование»

I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Тренды современной журналистики: медиакультура, медиалингвистика, медиаобразование»

14 марта 2024 года в Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Тренды современной журналистики: медиакультура, медиалингвистика, медиаобразование».

Стремительное изменение медиапространства, превращение публицистической правды в «постправду» и тенденция подмены понятий, в том числе, касающихся сущности и роли журналистики в медиакоммуникациях, побудило нас изменить название традиционной конференции УМЦ «Реклама и журналистика: на стыке времен, наук и цивилизаций» на «Тренды современной журналистики: медиакультура, медиалингвистика, медиаобразование». Это позволило нам расширить и углубить изучаемую тематику и говорить о современных медиатрендах в концепции цивилизационной журналистики.

Журналистика как вид информационно-коммуникативной деятельности является значимой частью общественной жизни и нашей культуры. Русский язык, русская литература и публицистика несут в себе глубокий гуманистический смысл, определяют наш культурный «код». Именно поэтому одной из целей нашей конференции стало привлечение внимание научного и студенческого сообщества к вопросам ценностей и истоков нашей духовной культуры, способным даже сегодня «гуманизировать» современное медиапространство, а также реализовать сущностные аспекты журналистики на новом высокотехнологичном уровне.

Мы рискнули выйти за привычные рамки обсуждения журналистской тематики и, подчиняясь принципу конвергенции, активно проявляющемуся в медиасреде, обратились к смежным областям. Расширили область наших исследований до медиакультуры, затронули новый тренд – медиаобразование и не обошли вниманием медиалингвистику, влияющую сейчас на традиционные публицистические жанры.

Для участия в конференции были приглашены преподаватели и профессора различных ВУЗов, аспиранты, магистранты, студенты и  выдающиеся практики – известные журналисты и профессионалы в области медиакоммуникаций. Почетными гостями, выступившими на пленарном заседании, стали:

  • Луиза Григорьевна Свитич, заслуженный научный работник МГУ им М.В. Ломоносова профессор, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Сидоров Виктор Александрович, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор, доктор философских наук Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Алексеева Татьяна Спартаковна, заслуженный преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, кандидат филологических наук кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Политковский Александр Владимирович, советский и российский журналист, один из основателей телекомпании «ВИД», режиссер и продюсер, телеведущий, политический обозреватель, публицист;
  • Старикова Ирина Валерьевна, шеф-редактор группы компаний «Телешоу-медиа», руководитель программ «Чудо техники», «Еда живая», «Идея на миллион», «Медицинская правда» и др.;
  • Никифоров Павел Александрович, режиссер, автор шоу для королевских семей Европы и Юго-западной Азии, продюсер масштабных мировых спортивных событий с телеаудиторией в 86-ти странах, креативный директор выставки-форума «Россия» на ВДНХ;
  • Айги Вероника Геннадьевна, поэт, актриса, режиссер, создатель театрального проекта «Хористки», ведущая прямых эфиров телемагазина «Ювелирочка».

Среди зарубежных участников конференции можно отметить турецкого профессора Учгюль Севинч из Кайсери, приехавшую к нам с докладом «Драматический опыт эмигрантской газеты «Путь» (Стамбул) и кризис газетной публицистики Русского Зарубежья спустя сто лет», а также белорусского журналиста и культуролога Артемия Василевича из Витебска. На связи с нами онлайн была группа палестинских литераторов, болгарский профессор Ивайло Петров из Шумена и его аспирантка из Варны, директор Болгарского культурного института в Москве Виктор Бойчев, а также исследователь и переводчик «Слова о полку Игореве» на азербайджанский язык Акиф Ахмедов из Баку.

В рамках конференции было проведено две секции и два круглых стола. Секции:  «Традиции журналистской критики и современная публицистика» и «Медиаобразование: становление профессиональной ориентации и проектное обучение». Круглые столы — «Эпоха постправды»: о специфике восприятия журналистского текста» и «Умная» реклама как средство продвижения товаров и услуг в информационном обществе».

Пленарное заседание посвятили общим вопросам современной медиакультуры.  Особенно место заняла тема русского культурного кода и его интерпретаций в современном медиапространстве (Алексеева Т.С.). Затронули вопросы аксиологии в журналистике – большой резонанс вызвало мощнейшее, 23-летнее исследование профессора Свитич Л.Г. «Традиционные ценности в российском медиаполе» и «Историческая память «второй реальности» — доклад, представленный петербургским профессором Сидоровым В.А.

Важной составляющей конференции стало участие в ней известных журналистов-практиков – мэтров и тех, кто делает сегодня телевидение. Тематика «постправды» раскрывалась на круглом столе с активным участием Александра Политковского и Ирины Стариковой. Об «умной» рекламе и создании идей, способных изменить мир, говорили с Павлом Никифоровым и Вероникой Айги. Выступления журналистов и креаторов в индустрии рекламы  быстро перерастали в интерактивные беседы со студентами УМЦ, у которых появилась уникальная возможность пообщаться с теми, кого они видели ранее лишь на экранах.

Стоит выделить секцию, посвященную медиаобразованию. Она привлекла не только разработчиков современных программ высшего образования из МГУ им. М.В. Ломоносова (профессор Коханова Л.А.), РУДН (профессор Кладова Н.В.), Финансового университета при Правительстве РФ (доцент Орлова Е.А.), но и бизнесменов, занимающихся предпринимательской деятельностью в области просвещения. Затрагивались следующие темы: «Современное медиаобразование как ресурс профессиональной ориентации детей и молодежи: опыт Чеченской Республики», «Креативная мастерская как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов направления «Реклама и связи с общественностью», «Медиабизнес и медиаобразование», «Проектная деятельность в медиаклассе», «Школьная журналистика как технология медиаобразования». Для популяризации и обратной связи в качестве гостей на конференцию были приглашены участники московских школ, где открылись новаторские медиа-классы.

В этом году мы решили вывести в отдельную секцию тематику, посвященную традициям журналистской критики и современной публицистики. Это обусловлено тем, что критика, как сущностная составляющая журналистики, уже давно заменена идеологией, что ведет к исключение ценностно-ориентирующей функции нашей профессии, изменению информационного поля и культурного пространства в целом. Этот возврат к традиции и вместе с тем новаторство факультета журналистики может дать рождение новой тенденции в сфере медиакоммуникаций.

Секцию вела Звонарева Лола Уткировна, доктор исторических наук, академик РАЕН и ПАНИ, профессор кафедры цивилизационной журналистики АНО ВО «УМЦ им. В.В. Жириновского». Среди докладов можно выделить: «Традиции и ответственность литературной критики вчера и сегодня» (Звонарева Л.У.), «Проблема правды и журналистский стиль В.В. Розанова в истории русской культуры» (кандидат философских наук Горина И.В.), «Северный текст» на страницах новейшей литературной прессы», (профессор Казанского университета Галимуллина А.Ф.) «Афористика культуролога и поэта В.Г. Рабиновича» (доцент Московского международного университета  Алькаева З.Ю.), «Критика в изданиях русского модерна на примере журнала «Мир искусства» (магистрант факультета журналистики УМЦ Чикин А.С.), «Жанр театральной рецензии вчера и сегодня» (студентка 4 курса факультета журналистики УМЦ Лушникова Е.И.

Информационными партнерами конференции стали: Журнал «Вестник Университета мировых цивилизаций», Интернет-издание «Либерально-демократические ценности», Интернет-издание «Мировые цивилизации», журнал «Идеи и новации».

В этом году специальный выпуск журнала «Идеи и новации» со статьями участников конференции вышел намеренно к началу мероприятия, чтобы докладчики и гости могли познакомиться с исследованиями и диалог был более продуктивным. Таким образом мы хотели бы двигаться и в дальнейшем – своевременно видеть и понимать тенденции в современном медиапространстве, стараться действовать на опережение негативных трендов в инфополе. Все социальные связи, включая общественные и семейные отношения, государственное устройство, экономическую и политическую сферы, образовательную систему – все структуры изменились благодаря технологическим новшествам последних лет и медиатизации. Тренд, построенный на технологической трансформации средств поиска, обработки, передачи, получения информации, стал всеобщим в рамках глобализации. Вопрос о месте журналистики в новой технологичной медиасфере остается открытым. Она является как средством, так и сдерживающим механизмом медиатизации, поскольку тесно связана с нашей литературной традицией и несет в себе глубокую гуманистическую основу, имеет ценностно-ориентирующую функцию и является неотъемлемой частью русской культуры в целом.